Первая страница   Тестирование     АХ3 против Проект «А» против Проект «А»

 

Усилитель мощности ресивера Pioneer VSX-AX3 против усилителя мощности Проект «А»

И

Проект «А» (класс АВ) против Проект «А» (класс А)

 

Исходные данные

Усилитель Проекта «А» существует в двух исполнениях. Первый и основной вариант работает в «чистом» классе А с током покоя 1.25А. Несмотря на то, что значение тока покоя может быть установлено до 2А, тем не менее в существующем на момент тестирования варианте усилителя он был снижен для снижения уровня шума, создаваемого вентиляторами охлаждения. Их шум был весьма заметен в тихой ночной обстановке при прослушивании на малых уровнях. После снижения тока покоя и повышения допустимой рабочей температуры корпуса до 43С, шум стал практически незаметен. При этом, усилитель удерживает класс А во всем диапазоне выходных напряжений для резистивных нагрузок до 6 ohm.

Второй вариант усилителя Проекта «А» выполнен с током покоя выходного каскада 300mA. Оба этих варианта исполнения усилителя приняли участие в сравнительном тестировании их с усилителем мощности ДОРАБОТАННОГО ранее ресивера Pioneer VSX-AX3, который показал весьма неплохие результаты при измерениях, и между собой. Сигнал шел через предусилитель Pioneer’а, поэтому сравнивались именно УМ.

Схема теста подразумевала воспроизведение через две пары идентичных АС, перекрестно подключенных к стерео выходам усилителей (в ресивере использовались только фронтальные каналы), чтобы не смещалось положение центра сцены при переключении пар.

 

Результаты прослушивания

Первое сравнение было проведено для усилителя Проект «А» (класс АВ) и АХ3. Честно говоря, не думал, что разница такой окажется. Казалось бы, по измерениям они на одном уровне Кг, пионер даже кое-где немного лучше выглядит по абсолютным величинам (см. ниже).

...Но результат для пионера настолько неутешительный, что даже сложно объяснить. Не надо вслушиваться чтобы найти отличия. Просто включили, и пионер в полном нокдауне. После
Project A на пионер даже переключаться не хотелось. А ведь считал, что он неплохо звучит.

Вот как это было описано еще одним участником прослушивания (alexeik):

«Побывал я у Mad Optic'а и провел экспресс-прослушивание первой пары УМ Project A.

Звук мне понравился, все инструменты играют натурально, слышны тончайшие нюансы записи и детально проработана сцена. Среди эмоциональных впечатлений присутствует желание слушать и слушать столь "воздушный" звук. В целом, я поймал себя на мысле, что покритиковать хочется, а не за что! :)

Надо сказать, что до этого посещения небольшая выходная мощность УМ вызывала определенный скепсис и давлел сложившийся стереотип необходимости иметь 40-50 Вт на канал как минимум. Однако нет, все в норме - в конце прослушивания на достаточно тяжелой композиции поддали громкости (на Пио выставили -17, находясь на расстоянии 1 м друг перед другом общаться можно было криком и то с трудом) - УМ справились без потери качества воспроизведения.

Впечатления весьма положительные! Но надо будет столкнуть
Project A "лоб в лоб" с доработанным AX3.

…Вернувшись в тот день от Mad Optic'а, я на своей системе (Pioneer DV-LX50, доработанный Pioneer VSX-AX3, Heco Elan 300) поставил те же диски, что мы слушали, и по мере внимательного прослушивания стал ощущать явную неудовлетворенность от ее звучания, причем такого внутреннего дискомфорта ранее не было. По сравнению с услышанным у Mad Optic'а звук был схематичный, многие эмоциональные моменты записи не вызывали никакого отклика в душе. Первым делом стал грешить на свою акустику, но такого желания бежать за Usher'ами у меня не возникало даже после сравнения этих АС лоб в лоб. В столь огромную разницу из-за усилителя мощности не верилось и я отложил поиск виновных на потом - эмоции приутихнут, а с течением времени разберемся.

И вот, в четверг
Mad Optic презентовал мне пару УМ Project A (вторая пара усилителей), а сегодня, наконец подключившись, смогли сравнить. Несколько слов о звуковоспроизводящем тракте: мультиканальный выход LX50 подключен к мультиканальному входу AX3, первая пара Elan 300 подключена к усилителю мощности ресивера; к мультиканальному pre-out выходу ресивера были подключены усилители Project A, к которым, в свою очередь, подключена вторая пара Elan 300.

Включив и сравнив я понял в чем дело, и акустика здесь оказалась не причем! :) Звучание
Project A совсем другое нежели УМ AX3, в небольшой комнате стала передаваться полноценная атмосфера зала; натуральней, со множеством нюансов, стали звучать струнные и духовые инструменты. Душевное спокойствие вернулось ко мне.»


Затем было проведено сравнение двух пар усилителей Project A, выполненных немного по-разному: одна пара в "чистом" классе А с полным комплектом стабилизаторов, вторая в глубоком АВ с током покоя 300мА и без стабилизаторов выходного каскада для повышения напряжения его питания.

Первая часть тестирования была борьбой за получение идентичности тракта от источника до обоих пар усилителей. В качестве преда выступал все тот же доработанный АХ3. Но тут вдруг выяснилось то, чего ранее просто не было слышно. Т.е. усилители, которые были подключены через мультиканальный вход ресивера всегда СУЩЕСТВЕННО давали лучшую сцену (объем зала). Разница была разительной, и всевозможные переключения выходов в источнике, замены пар колонок не опровергли этого вывода.
В конечном итоге убедившись, что не удается провести адекватное сравнение при таком подключении, пришлось от него отказаться, несмотря на то, что это подключение давало единственно возможный вариант быстрого переключения кнопкой с одной пары усилителей на другую. Кстати, отличие входа
CD от мультиканального фронта в ресивере состоит лишь в наличии одной микросхемы коммутатора на полевых ключах. Все остальное, включая количество микросхем ОУ (2) и конденсаторов (1) в каждом канале преда было идентично.

В конечном итоге схема тестирования получилась такой. Источник - доработанный СА640С, подключен межблочными кабелями
Qed Qunex 1 к мультиканальному фронтальному входу доработанного ресивера Pioneer VSX-AX3. С фронтального мультиканального выхода через разветвитель межблочниками Qunex 1 были подключены обе пары усилителей. Выходы усилителей через идентичные по длине акустические кабели Inakustik Referenz LS502 подключены к парам АС HECO CELAN300. Колонки стояли попарно одна на другой и были подключены крест-на-крест к разным парам усилителей.

Переключение между парами производилось довольно зверским способом - включением и выключением соответствующей пары с учетом задержки срабатывания реле на выходе.

Прослушивалось: Концерт
Lara Fabian "EN Toute Entimite" (рояль, струнные и сама). На хорошем тракте отлично передается объем зала.
Сборный диск
Black in Jazz. Название говорит само за себя (женский вокал, рояль, струнные, электрогитара, ударник и т.п.). Запись сделана в студии.

В итоге. Присутствует небольшое, едва различимое отличие между парами. Причем, если на предыдущем этапе все было очень очевидно и впечатления у двух прослушивающих совпадали на 100%, то здесь мнения разделились и объясняется это больше "вкусовыми" предпочтениями. Пара "АВ" дала чуть, возможно, более яркий звук, но очень точный тем не менее, придраться не к чему и понравилась одному из прослушивающих чуть больше. В то же время, вторая пара ("А") дала чуть более "гладкий" звук и чуть большую воображаемую глубину зала на первом диске, как мне показалось, и я ее, наверное, предпочел бы. Так что мнения разделились, но оба образца по звуку не вызывали никаких нареканий и ОБА очень понравились.

Необходимо правда отметить, что прослушивание проводилось на уровнях, когда обе пары работали, практически в классе А, но одна пара в глубоком, а вторая на грани, с редкими переходами изредка в АВ, судя по всему. Уровни на ресивере были -29 для первого диска и -22 для второго. Это, возможно, тоже объясняет невеликое отличие в звуке, но для прослушивания музыки громче не надо, нам во всяком случае.

 

Результаты измерений

Далее делается попытка найти причины столь различного звучания усилителя Проекта «А» и УМ ресивера Pioneer VSX-AX3/5.

Измерения проводились для различных уровней громкости на частоте 1Khz и на 1W выходной мощности на 8ohm для 10Khz. Результаты приведены ниже.

Верхняя диаграмма в каждой паре для соответствующего уровня мощности относится к АХ3, а нижняя к Проекту «А».

0.1W

0.3W

1W

На малой мощности искажения Проект «А» исчезающее малы, но для АХ3 это не совсем так. При выходной мощности от 1W и до 0.3W уровень THD находится на практически неизменном уровне около 0.003% и не стремится к заметному и монотонному снижению при снижении мощности, как это происходит у Проекта «А». Более того, при дальнейшем снижении мощности до 0.1W  искажения (THD) начинают расти! Это объясняется тем, что усилитель АХ3 приближается к уровню выходной мощности 35mW, при котором его выходной каскад переходит в класс АВ. Т.е. доля искажений от переключения транзисторов выходного каскада в общем THD растет и приводит к росту общего значения THD при приближении к этой границе. Измерения ниже 35mW не производились, но смею предположить, что искажения ниже этого уровня начнут снижаться у АХ3.

Небольшие отличия в спектре начинают проявляться уже на 1W. Уровень 5-й гармоники у Проекта «А» уже здесь на 10dB ниже, чем у АХ3.

 

5W

Здесь отличие в спектральном составе выходного сигнала становятся все более очевидными. При равном уровне THD+N и двоекратно меньшем общем THD у АХ3, уровень уже 7-й гармоники АХ3 превышает соответствующий уровень гармоники Проекта «А». Ряд гармоник у Проекта «А» спадает более интенсивно. Более того, у Проекта «А» видны гармоники только до 11-й, а у АХ3 на аналогичном уровне присутствуют гармоники вплоть до 23-й (или даже далее, но шумовая полка уже близко, поэтому точно сказать сложно). Уровень 11-й гармоники отличается почти на 12dB в пользу Проекта «А».

Более высокий уровень общего THD у Проекта «А» своим значением «обязан», практически, только 3-й гармонике.

10W

При дальнейшем росте мощности у АХ3 уровни THD  и THD+N только снижаются, хотя видимая ширина спектра даже немного расширяется – уже до 27-й гармоники. На  15W (график не показан) видно уже до 29-й и т.д.

1W 10KHz

 

На 10Khz ситуация практически идентична, только у АХ3 уровни старших гармоник существенно выше аналогичных у Проекта «А». 3-я на 10dB, 5-я на 30dB выше, а 7-ю и 9-ю даже не с чем сравнить. При этом и общий уровень THD у Проекта «А» на 10KHz более, чем в два раза ниже.

Возможно, что именно выявленные различия в спектральном составе усилителей так кардинально сказываются на звучании. И, возможно, это не единственная причина отличий.

 

Пока нахожу, что реализованные в Project A подходы полностью оправдываются. Все-таки полностью на полевых решение и балансная схемотехника, доведенная до логического конца (до АС, включая акустический кабель витой парой) имеют не то чтобы право на жизнь, а даже определенные преимущества.

 

Последнее обновление страницы: 00:20 09.04.2009