Доработка Предусилителя-корректора Cambridge Audio Azur 540P. 


Он и только он?

Предусилитель- корректор Cambridge Audio Azur 540P был выбран …по фотографии внутренностей. Давно хотелось сделать приличный корректор, но «с нуля» не хотелось возиться со всеми сопутствующими проблемами (корпус, питание и т.п.). Пошел уже обычным путем – минимум усилий, чтобы получить и удовольствие от процесса разработки и от результата, т.е. стал искать подходящий «носитель». Идея схемотехники корректоров была мною отточена еще в далекие 80-е, поэтому искал нечто, позволяющее, по возможности, с минимальными переделками реализовать проект.

И нашел! Как только увидел фотографию внутренностей CA540P, сразу стали ясны основные схемотехнические приемы при его разработке (с долей вероятности/риска, конечно). Схема из двух последовательно соединенных усилителей, где первый только линейный малошумящий усилитель входного сигнала, а перед вторым пассивной цепью реализуется ВЧ постоянная времени. Второй же охвачен обратной связью, с двумя другими постоянными времени, а «фильтр низких частот» (это бытовой слэнг, правильнее – ФВЧ) является опцией.

Поэтому взял даже не слушая.

И правильно сделал! Когда подключил к своему Корвет 038 с ГЗМ-018 (потом - Ortofon Super OM10), то звук не то, чтобы просто разочаровал, а убил своей резкостью и неестественностью (откуда бы вдруг? Раньше такого не было). А громкие «ба-бах!» при каждом запуске вертушки вообще были ниже всякой критики. Далее, устройство оказалось достаточно шумным – при большой громкости усилителя в АС слышен навязчивый шум. Даже удивительно, сколько недостатков в таком простом устройстве и насколько оно убого с точки зрения потребительских качеств.

…Ну так, для того и брал, чтобы привести в порядок.

 

 

Поехали!

Как это очень часто бывает, схема устройства является страшной тайной, поэтому приходится прибегать, как обычно, к «reverse engineering» - восстанавливать схему по плате. Вот какова она оказалась:

Схема оказалась практически в полном соответствии с ожиданиями (см. выше). Но и причины проблем стали сразу очевидны. Применение биполярных транзисторов с током покоя около 1.5mA в совокупности с открытым входом определяют существенный входной ток схемы. Поэтому, при работе с проигрывателями, у которых головки шунтируются герконами в выключенном состоянии, возникает сильный хлопок в динамиках при размыкании герконов.

После моделирования сразу стала ясна причина неприемлемой резкости звучания. Вот АЧХ на выходе первого усилителя:

 

Кошмар!!! Какой двоечник его проектировал? – Усилитель нестабилен!!!!!!! О качестве звучания речи вообще идти не может.

Решать проблему шумности, хлопков и нестабильности пришлось одновременно. Практически все изменения касаются именно первого усилителя. Схема преобразовалась в следующую:

Чтобы решить проблему шумов и хлопков, на входе поставлены очень малошумящие полевые сборки 2SJ109. Можно также применить транзисторы 2SJ74, но придется подбирать в пары с разностью напряжения З-И, укладывающуюся в 20mV. Решение с 2SJ74 даст еще меньший уровень шумов, но и с 2SJ109 шумы прослушиваются на максимальной громкости (ручка до предела) только прислонив ухо к динамику АС.

Естественно, был решен и вопрос стабильности схемы установкой правильной корректирующей емкости C22.

Замена ОУ и удаление электролитов стало уже стандартной процедурой.

 

Итак, список изменений (номера элементов указаны для двух каналов):

  1. R11 и R19 заменить на 3.6Kohm.
  2. R9,10  и R17,18 заменить на 1Kohm.
  3. R21 и R13 заменить на 2Kohm.
  4. Q3,4 в одном канале и соответствующую пару в другом канале заменить на две 2SJ109GR (допустимо применение ‘BL’).
  5. Емкости C24 и С32 удалить и место установки закоротить.
  6. С22 и C18 заменить на 22pf.
  7. Поставить операционные усилители OPA2134PA (можно и OPA2134UA, но придется использовать переходники в DIP).
  8. Емкость на входе желательно подобрать согласно головке и тракту в проигрывателе (например, в Корвете уже стоят емкости 150pF плюс емкость кабеля).

После этих доработок корректор стал обладать выдающимися характеристиками по шумам, обладает превосходной линейностью и устойчивостью. Звук стал полностью отвечать ожиданиям и приносить удовольствие от прослушивания музыки.

 

Самым сложным в данной доработке является найти полевые транзисторы указанных типов. Замена их на другие допустима только в случае, если шумовые характеристики новых транзисторов очень близки к характеристикам рекомендованных. Если таковые найти не удается, то ставить низкокачественные/шумные полевики не имеет смысла, когда на входе OPA2134 стоят достаточно малошумящие полевые транзисторы. В данном случае я рекомендую преобразовать схему по следующему типу (Потребуются только микросхемы. Практически, удаляются входные биполярные транзисторы и на их место, где необходимо, ставятся перемычки, пропуская сигнал на вход U3):

  1. Удалить Q4,3 и соответствующую пару в другом канале (Q1,2). Поставить по две перемычки К-Б между транзисторами (коллектор Q3 на базу Q4, база Q3 на коллектор Q4 и аналогично в другом канале).
  2. Удалить R9,10 и R17,18.
  3. Удалить и закоротить R20,21 и R12,13.
  4. C22 и C23, C18 и C19 поменять местами (C19 и C23 должны быть 100pf).
  5. Емкости C24 и С32 удалить и место установки закоротить.
  6. Поставить операционные усилители OPA2134PA (можно и OPA2134UA, но придется использовать переходники в DIP).

Такой вариант схемы тоже опробован с очень неплохим результатам, если сравнивать с другими корректорами (сравнивать с исходным вообще бессмысленно).

 

Успехов!

 

Последнее обновление:  23:00 14.02.2008